Фото эксперименты

0
760
фото эксперименты

Элвин Лэнгдон Коберн и Ман Рей — фото эксперименты

Вортография

Возможности, связанные с различного рода вмешательством в «чистый» фотографический процесс, всегда привлекали внимание искателей новых путей в фотографии. Применение особых эффектов освещения и экспериментирование со светочувствительными материалами открывали путь к фото-абстракционизму, изображению отдельных формальных элементов.

фото Элвин Лэнгдон Коберн фото Элвин Лэнгдон Коберн

Живший в Лондоне молодой американец Элвин Лэнгдон Коберн внимательно следил за новыми течениями в искусстве; в особенности его интересовал «вортицизм» — преклонявшийся перед движением и машинами. Вдохновителем этого движения был английский художник Перси Уиндхем Льюис.

Коберн решил создать абстрактную картину средствами фотографии. В 1917 году он выставил восемнадцать «вортографий» составленных в форме трехгранной призмы. При фотографировании через стекло изображения кусков дерева и кристалла дробились на части. Вортографии удостоились похвалы поэта Эзры Паунда, признавшего, что они требуют от зрителя уменья смотреть и открывать закономерность сочетаний.

Эффект Собатье. Соляризация

Фотограф Ман Рэй
Фотограф Ман Рэй

Несколько лет спустя эксперименты с фотографическим процессом начал другой живший за границей американец. Ман Рей был художником и фотографом. В 1921 году он приехал в Париж и примкнул к группе дадаистов — поэтов и художников, которые отвергали общепризнанное, ценили такие материалы, как отбросы и всякий хлам, и такие понятия, как случайность и совпадение.

Ман Рей в своих работах уделял много места импровизации, умышленно пренебрегая техникой дела. Почти случайно он натолкнулся на способ полного или частичного обращения черно-белых тонов снимка. Этот процесс изменения тональных соотношений называется соляризацией или эффектом Сабатье, в честь французского химика, тоже натолкнувшегося на него совершенно случайно.

Воодушевленный своим открытием Ман Рей с удвоенной энергией продолжал эксперименты, намеренно проделывая в лаборатории различные нелепости в надежде на счастливый случай. Однажды он положил несколько оказавшихся под рукой предметов на светочувствительную бумагу, зажег в лаборатории свет и смотрел, как на бумаге возникали искаженные очертания. Он продолжал эти эксперименты, применяя прозрачные и непрозрачные предметы, подвижные и неподвижные источники света. Эти теневые снимки он называл «рееграфами» и восхищался изображениями, полученными таким парадоксальным способом.

работа Элвина Лэнгдона Коберна
работа Элвина Лэнгдона Коберна
работа фотографа Элвина Лэндгона
работа фотографа Элвина Лэндгона
фото фотографа Ман Рэя
фото фотографа Ман Рэя
работа Ман Рэя
работа фотографа Ман Рэя

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here